Кольцов Сергей
Случайная встреча в Юрмале

Lib.ru/Остросюжетная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    С прозаиком Александром Ольбиком беседует поэт Сергей Кольцов.


   Случайная встреча в Юрмале.
  
   С прозаиком Александром Ольбиком беседует поэт Сергей Кольцов.
  
  
   - Недавно газета "Час" рассказала о твоей новой книге "Проклятье "Черного квадрата"", написанной в соавторстве с Арби Индорбаевым, и вот что я хотел бы для себя уяснить: зачем пугать людей такими страстями-мордастями, которые описаны в книге? Ведь космическая катастрофа, связанная с небывалыми катаклизмами на Солнце, которую вы изобразили, очень напоминает сегодняшний день - те же суховеи, небывалый зной, засухи, пожары, которые, словно гигантский спрут, пожирают целые лесные массивы, поселения и даже представляют реальную угрозу атомным станциям, складам, где хранятся ядовитые и взрывоопасные вещества, ядерным центрам и т. д. Кстати сказать, недавно на эту же тему американцы поставили фильм "2012", и вот - ваша книга... Так кто и у кого содрал сюжет?
   - Вот ты и ответил на первую часть вопроса - "зачем пугать людей"? Выходит, уже до нас людей напугали американцы, несмотря на то, что наша книга появилась в Интернете в 2007 году, а фильм "2012" вышел на экраны в 2009... Но такой фильм, к тому же пропиаренный, конечно, воздействует на людей сильнее и быстрее, чем книга, которую еще нужно найти и прочитать. Идея сия давно витала в воздухе, об этом много написано и потому неудивительно такое сюжетное совпадение. Но между нашей книгой и американским триллером существует большая разница: если в том фильме "космическое заболевание"Солнца приводит чуть ли не гибели всего всего человечества, то наша книга заканчивается "со вздохом облегчения". Во-первых, жители планеты всеобщим молебном отмолят свою мать-Землю и, во-вторых, выживанию нашего Солнышка и всей Солнечной системы будет способствовать один существенный фантазийно-мистический фактор, связанный с картиной Малевича "Черный квадрат". Но не в этом даже дело, главное в сюжете - несмотря на грандиозный переполох, человеческий род выжил, что подтвердило неоспоримую истину: надежда стоит и на краю могил... и умирает последней. Но ей суждено выжить, и она выжила. А что сказано в Библии? А сказано следующее: "...И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время. И раскаялся Господь, что создал человека на земле, и воскорбел в сердце своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых я сотворил, от человека до скотов и гадов и птиц небесных истреблю, ибо я раскаялся, что создал их".
   Но!!! И свершился Ноев потоп, изничтоживший все живое на Земле, а после него: "...Сказал Господь в сердце своем: не буду больше проклинать Землю за человека, потому что помышление сердца человеческого - зло от юности его; И не буду больше поражать всего живущего, как я сделал. Впредь во все дни Земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся..."
   Так что будем жить-поживать да добра наживать...
   - Я внимательно прочитал в Интернете вашу книгу и должен сказать, что она не лишена определенного смысла и воспринимается как трагический, но поучительный опыт. Разумеется, каждый человек по-своему усваивает такой опыт и по-своему проходит столь нешуточные испытания. В книге много эпизодов, которые убедительно воссоздают весь тот кошмар, случившийся с временным, но очень острым "заболеванием" Солнца. Один человек, дабы не ждать мучительного конца, сначала убивает свою "кормилицу" козу Мирту, а затем в отчаянии стреляется сам; другой, бывший нищий, просящий двадцать лет в подземных переходах милостыню и накопивший солидную сумму денег, во время самого пика катаклизма на Солнце исполняет свою мечту - покупает дорогостоящую виллу и на вопрос соседа "к чему она тебе, когда все вскорости накроется медным тазом?", отвечает: мол, хотя бы перед смертью хочу пожить в собственном доме. Вы в своей книге упоминаете Булгакова и его роман "Мастер и Маргарита" и довольно искусно связываете его с картиной "Черный квадрат", который, по вашей версии, сыграл в судьбе Земли и всего человечества столь непредсказуемую роль... Сначала в "роли" наказания, а в финале - спасителя... Любопытная, жутковатая история, которую лучше на ночь не читать... но, прочитав, исчезает чувство безысходности, и душа по-новому воспринимает этот удивительный земной мир, в котором по-прежнему "пасхально" играет на небесах наше любезное солнышко...
   - Это то, что и требовалось доказать: нет безвыходных ситуаций и нет ничего сильнее энергии надежды. Я бы даже сказал: всеобщей надежды. Эдакого всеобщего массового "психоза" с положительным знаком.
   - Полностью с тобой согласен... Но оставим на время фантазии и катаклизмы в покое. Над чем ты работал в последнее время, что у тебя в загашнике? Я ведь прекрасно знаю, что ты всегда наготове держишь свое перо.
   - Действительно, я недавно написал и вскоре выйдет вполне "земная" книга, правда, небольшая, чуть более ста страничек. И книга эта о замечательном человеке и, не побоюсь этого слова, великом пианисте - Евгении Игоревиче Кисине. Для меня он просто Женя, во всяком случае, мы с ним так договорились: он для меня - Женя, я же для него - просто Саша. Так вот, заочное знакомство с ним состоялось лет 30 назад, когда однажды по телевизору показали кудрявого мальчугана, семи-восьми лет, исполняющего на рояле одну из пьес Шопена. Москвич, отец - инженер, мать - преподаватель музыки. Мальчика, играющего на рояле, звали Женей... и называли вундеркиндом... Позже, на протяжении нескольких лет, его снова, мельком, "пускали" в эфир, и меня снова поражало это хрупкое, с копной черных волос юное существо. И однажды... кажется, в 1984 году по ТВ сообщили, что Женя Кисин выступил с двумя фортепианными концертами Шопена в Большом зале московской консерватории. Тогда ему было 13 лет. Представляешь: почти ребенок исполняет два классических музыкальных шедевра и не просто исполняет, а делает это столь виртуозно, что весь музыкальный мир Москвы просто ахнул от изумления. С этого и началась его блистательная карьера. Он окончил музыкальную школу им. Гнесиных, затем несколько лет проучился в Академии им. Гнесиных, но, к сожалению, учебу пришлось прервать. Словом, это довольно сложная, полная интриг история Таланта, не пожелавшего играть "по нотам" чиновников из военкоматов. Его хотели забрить на действительную службу, несмотря на то, что еще в детстве он переболел всеми легочными болезнями, и учителя музыкальной школы ради его одаренности приезжали к нему домой и давали уроки.
   Вообще, история с повестками и попытками "захомутать" Кисина в армию мне представляется бредом сумасшедшего. Кто будет спорить против того, что защита Отечества есть священный долг гражданина. И действительная служба также долг каждого гражданина, но с непременным условием, что при этом новобранца не ждет участь "пушечного мяса", что, к великому сожалению, по вине бездарных военачальников сплошь и рядом происходило в 90-е годы в России. Наверняка такая же участь ждала и Евгения Кисина, которого чуть ли не отлавливали с собаками, чтобы бросить в кавказский котел, в котором шкварилось это самое пушечное мясо - неподготовленные, незрелые, не всегда физически пригодные к воинской службе мальчики. Да, перед Богом все равны, равны все и перед Конституцией: отпрыски доктора наук или депутата точно так же должны служить Отечеству, как и отпрыски сантехника, докера или столяра. Но ведь первыми в армию "загребали" тех, у которых не было ни малейшего шанса от нее уклониться. Предвижу дружный ор: "уклонисты" - это предатели родины, несознательные элементы, люди, начисто лишенные чувства патриотизма и т. д. и т. п. Звучит громко, но и только. Если бы среди призывающих и посылающих юных "батыров" на войну действительно царили справедливость, честь, достоинство и патриотизм, то и высокие слова были бы к месту. А что было? Налитые щеки и огромные животы генералов, цинковые гробы, рефрижераторы, до отказа наполненные неопознанным пушечным мясом, и тотальное взятничество людей с офицерскими погонами на плечах. Кстати, когда в октябре прошлого года я готовил интервью с Женей, по телевизору выступал главный военный прокурор РФ, рассказавший о взятках, которые берут в "отдельных" военкоматах... В одном таком учреждении по этой причине от службы "откосило" 160 человек, в другом - более двухсот. Представляю, что же творилось в лихие 90-е, когда иной службист только и думал о возжеланном конверте с "зеленой отмазкой". И, конечно, люди, охотившиеся за призывником Кисиным, не могли не знать, какой нешуточный куш с этого "мирового гастролера" можно сорвать. Но на их беду истинный интеллигент взяток не берет и не дает. И потому многочисленные повестки на имя Евгения Кисина так и остались пустой, "неконвертируемой" бумагой...
   - И что же в итоге? Удалось надеть на него кирзачи или все же он умыкнул от службы?
   - Вот, видишь, и ты употребил слово "умыкнул", в котором так и выпячивает подтекст - "сбежал", "откосил" или даже "дезертировал"... Кисин не дезертировал, не уклонялся, он делал то, что и должно делать человеку, наделенному недюжинным талантом. Оберегая себя, он оберегал неповторимость своей человеческой сути, своего уникального дара. И разговоры о том, почему за уклонившегося от службы еврейского "пацана" Кисина должен служить кто-то другой, останутся пустой болтовней, ибо никто за Кисина не служил, равно как и ни за кого Кисин не играл в концертных залах мира, поскольку каждому надобно оставаться на своем месте в силу своих предназначений.
   Я убежден, и никто в этом меня не переубедит, что само Общество, дабы не отросли хвосты у гомо сапиенсов, и оно само не впало в дремучую первобытность, обязано беречь как зеницу ока лучших своих сынов и дочерей. Общество не имеет права утрачивать инстинкта к сбережению своего золотого духовного запаса, к коему оно причислило и вундеркинда Женю Кисина. Короче, та история с повестками закончилась почти эмиграцией. Нет, Кисин по-прежнему гражданин России, но постоянно живет за границей. Сначала жил в Штатах, затем перебрался в Англию, а сейчас обосновался в городе, который стоит мессы, в Париже.
   - Где ты с ним и встретился?
   - О, если бы так! Нет, мы встретились в юрмальском маршрутном автобусе. Он был с отцом, матерью и своей, теперь уже знаменитой на весь мир, учительницей Анной Павловной Кантор. Не узнать Кисина было невозможно. Несмотря на зрелый возраст, ему сейчас 38, он почти не изменился. Та же густая черная шевелюра, та же байроновская бледность... Я подошел к нему, извинился, представился, вручил свою визитку и попросил дать интервью. Разумеется, в подходящее для него время. И через несколько дней, в августе 2009 года, мы с ним несколько часов провели по сенью юрмальских сосен, в меллужком отеле "Дайна". Собственно, та беседа и стала основой книжечки под названием "Пианист". Да, Пианист, дважды отмеченный престижной международной премией (своего рода музыкальным Оскаром) Грэмми. И еще многими, многими наградами, грамотами, призами и т. д. Захочешь узнать о нем побольше, почитай сей скромный труд...
   - Прочту с удовольствием, но все-таки хотелось бы задать несколько нескромный вопрос: спонсором издания этого произведения был сам Пианист?
   - Здрасьте, я ваша тетя. Конечно же, нет. Эта небольшая книжечка - мой сюрприз Жене Кисину в знак моего глубочайшего уважения и по случаю... предстоящих его гастролей в Риге. В Национальном театре оперы. Если не ошибаюсь, они пройдут 5 ноября сего года. Попутно замечу, что гастрольный график Евгения расписан аж до 2014 года.
  
   г. Юрмала
   август, 2010

 Ваша оценка:

Раздел редактора сайта.