Ольбик Александр
Нам не дано предугадать...

Lib.ru/Остросюжетная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Работая уже несколько лет в кинематографе, я сделала для себя некоторые выводы. Чтобы попасть на съемочную площадку в качестве актера, и чтобы как можно дольше не покидать ее, необходимы три условия. Во-первых, нужно иметь способности и еще лучше - талант, во-вторых, обладать пусть даже некрасивой, но обязательно яркой, киногеничной внешностью, и, в-третьих, необходимо везение. Без него два первых условия, словно стропы без парашюта. Без везения можно на всю жизнь остаться никому не известным актером и работать либо на дубляже, либо мелькать в массовках.

  "НАМ НЕ ДАНО ПРЕДУГАДАТЬ..."
  
  Эти слова поэта повторила заслуженная артистка РСФСР Лариса Удовиченко, во время своего отдыха в Юрмале.
  
  - Однажды, от одного до-вольно известного артиста те-атра имени Моссовета, услы-шал такую присказку: "Если ты можешь быть не актером, ты не сможешь быть акте-ром..." Когда и где вы, Лари-са, перешли свой Рубикон, чтобы попасть в волшебный мир, имя которому - кине-матограф?
  - Произошло это в на-чале 70-х годов, в Одессе, где прошла моя юность и где я впервые осознала, что не смогу не быть артисткой ки-но. Школьницей начала по-сещать народную студию ки-ноактера при Одесской кино-студии. Участвовала в на-стоящих съемках, рядом с настоящими артистами...
  - Но "Мосфильм", где вы сейчас работаете, и народную студию в Одессе разделяют "световые" годы... Как вам удалось преодолеть это косми-ческое расстояние?
  - Работая уже несколько лет в кинематографе, я сделала для себя некоторые выводы. Чтобы попасть на съемочную площадку в качестве актера, и чтобы как можно дольше не покидать ее, необходимы три усло-вия. Во-первых, нужно иметь способности и еще лучше - талант, во-вторых, обладать пусть даже некрасивой, но обязательно яркой, киногеничной внешностью, и, в-третьих, необходимо везение. Без него два первых условия, словно стропы без парашюта. Без везения можно на всю жизнь остаться никому не известным актером и работать либо на дубляже, либо мелькать в массовках.
  Для меня таким везением был сам факт поступления во ВГИК, в мастерскую народных артистов СССР С. Герасимова и Т. Макаровой. Но при поступлении "сам" Герасимов чуть было не дал мне от ворот поворот...
  - И что же вас спасло?
  - Тамара Федоровна Ма-карова. Вот тут мне по-настоящему повезло, - она сказала Сергею Аполлинарьевичу: "Лариса очень похожа на молодую Марину Влади, давай, рискнем..." И я стала студенткой института кинематографии. Впрочем, я так и не нашла в себе сходства с Мариной Влади...
  - Сергей Герасимов известен как режиссер, который своих студентов "без страха и упрека" приобщал (увы, приходится с горечью говорить об этом в прошедшем времени) к участию о создании художественных фильмов, многие из которых принесли известность как самому постановщику, так и дебютантам.
  - Я тоже не избежала этой счастливой участи: на втором курсе Сергей Аполлинарьевич пригласил меня сыграть роль в ленте "Дочки-матери". В этой картине были две современные строптивые сестры, и одну из них я изобразила в довольно естественном, свободном ключе. После этого фильма меня заметила критика и зрители, что не всегда совпадает.
  Тогда же Сергей Герасимов снимал кинокартину "Красное и черное", в которой я сыграла легкомысленную трактирщицу. Она "пробудила" ко мне интерес других режиссеров и мне стали предлагать сплошь и рядом роли легкомысленных, кокетливых героинь. Губки надуть, глазки сделать блюдцами, что-нибудь невпопад сказать... Словом, за мной закрепилось амплуа этакой игривой кокетки. В основном меня стали приглашать на комедийные роли...
  - В ваших словах слышится запоздалая неудовлетворен-ность. Однако и комедия вызывает в душе человека чувство прекрасного...
  - Так-то оно так, однако актерская душа рвется в иные пределы, еще не освоенные. Снимаясь в комедии, я не переставала мечтать о драматической роли. Ждала такого случая и дождалась.
  - Опережая события, не терпится узнать - не принесло ли вам это разочарования?
  - Наоборот - почувствовала вкус к такого рода ролям. А дело было так: кинорежиссер Глеб Панфилов пригласил сниматься в кинокартине "Валентина", которую он собирался ставить по пьесе Александра Вампилова "Прошлым летом в Чулимске". Предложение это меня обрадовало и вместе с тем несказанно удивило: ведь играть-то мне предстояло сибирскую деревенскую женщину. Мне ка-залось, что моя героиня должна быть высокого роста, величественная, с длинной русой косой. Я посмотрела на себя в зеркало и ужаснулась: передо мной стояла тощая горожанка, в облике которой днем с огнем не сыщешь ничего похожего на сибирячку. В моем, конечно, представлении. Но соблазн был велик: для актера нет другой меч-ты, кроме той, чтобы лишний раз "проэкзаменоваться" у талантливого режиссера. И пришлось идти на жертвы - стала набирать килограммы. Но дело в том, что экран как бы увеличивает актера, создает иллюзию укрупнения. И потому мне совсем не обязательным было набирать "сибирский" вес.
  - Как вы работаете над ролью запоминающейся Маньки Облигации в фильме Станислава Говорухина "Место встречи изменить нельзя? Между прочим, великолепного детектива...
  - Сериал Станислава Говорухина "Место встречи изменить нельзя" снимался в Одессе. Казалось бы, родные стены должны были помочь мне. Но нет, ничего путного в голову - какими красками, терзалась я, "рисовать" воровку Маньку Облигацию? Ходила по улочкам Одессы, мучилась, фантазировала, но концепции образа так и не возникало. И вот однажды я увидела кошку и, знаете, как будто прозрела. Вспомнила, еще в детстве мы ходили любоваться соседской кошкой - эдаким грациозным, ленивым, словно дрессированным существом. Как она умела великолепно потягиваться... Вот так, с помощью кошки моего детства и родился внешний рисунок образа Маньки Аблигации...то есть Облигации...
  Вообще, для меня любая роль начинается с пластики...
  - Но ведь одной "кошачьей пластики" для создания образа той же Облигации было бы явно недостаточно...
  - Конечно, нет! Сколько было мучений с воровскими словами и жестами! Ведь живого прототипа у меня перед глазами не было - пришлось "учиться" по ходу работы.
   - Если бы от вас зависел исход воображаемого конкурса киноактеров, кому бы вы отдали пальму первенства?
  - Иннокентию Смоктуновскому, Софико Чиаурели, Олегу Янковскому, Леониду Филатову, Алисе Фрейндлих, Леониду Куравлеву... Нет, пожалуй, в таком порядке: Смоктуновскому, Чиаурели и Фрейндлих, на мой взгляд, это великие актеры.
  - Если бы вы ушли из кино, кем бы вы стали?
  - Очень люблю живопись. Постаралась бы стать искусствоведом.
  - И напоследок, о ваших дальнейших планах. Какие вас ждут роли и режиссеры?
  - Недавно вместе с Софико Чиаурели снялась в фильме "Миллион в брачной корзине", который весной должен выйти на экраны. Сейчас занята в сатирической кинокомедии "Эстафета три по сто", состоящей из трех новелл. Фильм на антиалкогольную тему. Авторы сценария Слободской и Костюковский, написавшие в свое время сценарий фильма "Бриллиантовая рука".
  Режиссер Михаил Швейцер запускает в работу новую картину "Крейцерова соната", и говорят, что в этой ленте есть роль и для меня. Раньше я уже снималась у этого режиссера. Что касается приглашений сниматься, то возможны и другие варианты, но о них пока лучше не говорить. Актеру не дано предугадать наперед замыслы режиссера.
  - Лариса, творческих вам успехов. Спасибо за беседу.
  
  г. Юрмала, то ли 1985 то ли 1886 гг.
  Опубликована беседа в газете "Советская молодежь".
  
  P.S. Много лет спустя в одном из интервью Лариса Ивановна призналась: "Я очень люблю костюмные роли. Пожалуй, жалею о двух картинах. Была утверждена в фильм режиссера Михаила Швейцера "Крейцерова соната", но сыграла другая актриса, и в фильм "Шурочка" Хейфеца. На меня уже сшили роскошные костюмы со старинными кружевами. Актриса, которая меня заменила, была покрупнее. И художники плакали - им приходилось резать старинные кружева, надставлять..."
  А это наиболее полюбившиеся зрителями фильмов с участием несравненной Ларисой Удовиченко:
  "Зимняя вишня", "Любить по-русски-2", "Трын-трава", "Самая обаятельная и привлекательная", "Миллион в брачной корзине", "Валентин и Валентина", "Зависть богов", "Место встречи изменить нельзя" и др.
  

 Ваша оценка:

Раздел редактора сайта.